Пятница, 21.07.2017, 01:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Дубоссарский индустриальный техникум.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Страничка психолога.

Рекомендации для педагогов.

Особенности организация учебно-воспитательного процесса с учащимися разного типа темперамента.

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек живой, подвижный, работоспособный, быстро реагирующий на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Он оптимистичен, добродушен, общителен, способен оказать помощь другим и увлечься новым, но не отличается усидчивостью и высоким чувством ответственности. Ему свойственны живость движений, быстрый темп речи, разнообразие и богатство мимики. Он стремится к частой смене впечатлений, искренне обещает, но редко держит своё слово. Любую, даже самую трудную задачу или работу сангвиник начинает с надежды на успех, но плохо переносит монотонный, требующий усилий труд и очень быстро утомляется.

Флегматик (от греч. phlegma - лимфа) характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он невозмутим, его стремления и настроения довольно устойчивы и постоянны. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и медленно приспосабливается к новой обстановке. Он долго «раскачивается», но, если включается в работу, то надолго и серьезно. Его нелегко вывести из себя, и он склонен в большей мере следовать принципам, чем чувствам. Своими деловыми качествами он часто превосходит людей с другим темпераментом, не вызывая их зависти и недоброжелательности.

Холерик (от греч. chole - желчь) - человек быстрый, порывистый, резкий, способный отдаваться делу с исключительным воодушевлением и страстностью. Ему свойственен высокий уровень психической активности, энергичность действий, быстрый темп и сила движений, нетерпеливость. Однако он неуравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Он горяч и вспыльчив, но отходчив и не злопамятен, видя уступчивость. Деятелен, но длительные усилия и напряжение его не вдохновляют. Любит делать и что-либо решать «с наскока». Неуемное честолюбие и гордость лежат в основе его стремления к руководству другими. Самолюбив и падок на лесть. Демонстративен и артистичен, однако, встретив отпор, становится растерянным и злопамятным. Конфликтен и своим поведением часто провоцирует раздражение со стороны других. Порой бывает агрессивным.

Меланхолика (от греч. melas/melanos - черный, chole -желчь) отличают низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. Он придает большое значение всему, что его касается, и всегда находит поводы для опасений, прежде всего, обращая внимание на трудности. Он постоянно наполнен глубокими переживаниями и часто выглядит озабоченным, недоверчивым, полным сомнений и не расположенным к радости. Обещания дает неохотно, ибо считает своим долгом их выполнить, но сомневается в своих способностях. Сомнения и неуверенность постоянно одолевают его, вызывая постоянные отрицательные эмоции.

 

Задача педагога и классного руководителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом. Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности учащихся, в группе мы можем создавать учащимся наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать учащемуся, справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

При работе с холериком (сильным, подвижным, неуравновешенным) желательно:

Спокойная, четкая требовательность, требование точного, сознательного усвоения и выполнения указаний, поощрение выдержки, настойчивости, ограничение движений, силы и темпа речи. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

При работе с сангвиником (сильным, подвижным, уравновешенным):

Постоянный контроль отношения учащихся к выполнению своих обязанностей,  требовательность к сознательному оцениванию нравственных поступков, упражнения в планировании деятельности, сдерживании многословия, требование доведения начатого дела до конца. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

При работе с флегматиком (сильным, уравновешенным, малоподвижным):

Контролирование хода выполнения последовательных операций в работе,  приучение к работе в темпе со всеми учащимися,  упражнения с ограничением времени выполнения заданий, упражнения в быстрых движениях, в выразительной речи, побуждение к повышению активности, к дружбе с другими учащимися. Внимание педагога  должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

 

При работе с меланхоликом (слабым, малоподвижным, неуравновешенным):

Побуждение к активной деятельности,  включение дополнительного времени для подготовки к ответу, упражнения в волевых поступках, в проявлении решительности, смелости. Поддержание бодрого, оптимистичного настроения. Поощрение уверенности в своих силах, результатах личных усилий. Отсутствие применения сильных, жестких мер, суровых взысканий, резких оценок. Оказание помощи при снижении интереса к деятельности. Чуткость, мягкость, вежливость в общении. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Категория: Страничка психолога. | Добавил: dmpl50 (24.12.2015)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2017
Хостинг от uCoz